Отдав должное древностям, перейдем к более “свежим” памятникам. Сначала расскажем о тех церквях, которые расположены по маршруту из части 1 (пункты 1-4). Затем продолжим с Санта-Мария-Маджоре и закончим Ватиканом. Если вы собираетесь посетить Ватикан самостоятельно, а не с группой, лучше начинать с него и идти в обратном порядке. И наконец, расскажем о том, что расположено дальше от центра. О музеях и фонтанах читайте на отдельных страницах.
Рим. Часть 1.
Фонтаны Рима
Рим. Музеи
Тиволи. Вилла д’Эсте и вилла Грегориана
Тиволи. Вилла Адриана
На картах синим цветом обозначен маршут по древнеримским памятникам, красным – Рим эпох Возрождения и барокко, оранжевым – фонтаны. Малиновым обозначены достопримечательности не в центре и музеи (только на полноразмерных картах). Полноразмерные карты в конце темы.
Обратите внимание, не все часы работы церквей заслуживают доверия, поскольку не для всех были найдены официальные сайты.
Вокруг Римского форума и Палатинского холма
До собора св. Павла фуори ле Мура (San Paolo fuori le Mura, св. Павла “за стенами”, открыта с 7.00 до 19.00) (sp, см. карту из части 1) нужно идти от Палатинского холма.
По дороге будет серая пирамида – пирамида Кая Цестия, погребальный монумент консула Кая Цестия, возведенный в подражание египетским пирамидам в 12 г. до н.э.
Базилика Сан Паоло – одна из самых старых. Была основана императором Константином, однако разрушена пожаром 1823 г. Позднее она была построена практически заново. Сохранился внутренний дворик работы семьи Космати.
Тратить время на поход к этому собору стоит, только если оно у вас есть. Все-таки это значительный крюк.
Церковь Санта Мария ин Космедин (1) (Santa Maria in Cosmedin, 9.00-13.00, 15.00-18.00) была возведена в 6-7 вв. на месте древнеримской Анноны (учреждение, надзиравшее за торговлей на Форуме Боариум и других рынках) и над остатками капища 5 в. до н.э., посвященного Церере.
В 12 в. появилась колокольня и Уста Истины (Bocca della Verita). Согласно средневековому поверью, если лжец вложит руку в уста, они закроются.
Внутри – настил работы Космати (стиль косматеско).
Капитолийский холм
В античные времена на Капитолийском холме (2а) стояли три важнейших языческих храма (Юпитера, Минервы и Юноны “Предупреждающей”). Здесь жили и те самые гуси, которые Рим спасли.
Позже вместо античных храмов стали появляться христианские. Одна из важнейших римских церквей – Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli, “Жертвенник Небесный”, 9.00-12.30, 14.30-17.00) была построена, вероятно, в 8 в. Лестницу к ней соорудили в 14 в. в благодарность за избавление от чумы. В храме хранятся мощи св. равноапостольной царицы Елены.
Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) спроектирована в 16 в. Микеланджело, а ее постройка была закончена Джакомо делла Порта с небольшими изменениями. В соответствии с замыслами Микеланджело была построена лестница. Балюстрада украшена статуями Диоскуров – римскими копиями с оригиналов Фидия и Праксителя. Рисунок мостовой также был спроектирован Микеланджело.
В центре площади установлена конная статуя Марка Аврелия. Сейчас это копия, оригинал находится в Капитолийских музеях. Это единственная сохранившаяся античная конная статуя.
На площади есть еще одна копия – Капитолийская волчица.
Здание с башней по центру – Дворец сенаторов (Palazzo Senatorio, 13 в.). Сейчас является резиденцией мэра Рима. Сенаторский дворец был возведен в 1160 г. на развалинах Табулариума (здание государственного архива, построенное в 78 г. до н.э.), где в то время находились соляные склады. В 15 в. здание отремонтировали, а позднее добавили центральную башню. Сейчас во Дворце сенаторов располагается муниципалитет Рима.
Слева от Сенаторского дворца – Новый дворец, справа – дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), где размещаются капитолийские музеи (см. страницу о музеях).
С 1563 г. в соответствии с проектом Микеланджело началась перестройка Дворца Консерваторов, который со Средних веков служил резиденцией городских магистратур. Новый дворец построили в 17 в.
Если отправиться к форуму (налево от дворца Сенаторов), по дороге будет Мамертинская темница (Carcere Mamertino). Туда, по легенде, был брошен святой Петр.
Площадь Венеции
У подножия Капитолийского холма – площадь Венеции. Площадь получила свое название по палаццо, построенному в середине 15 в. для папы Павла 2, который был родом из Венеции. Сейчас здесь находится музей.
Большой белый монументальный комплекс, нарушающий всю гармонию Рима древнего и Рима эпохи Возрождения, – Витториано (фамильярно называемый пишущей машинкой). Он построен в конце 19 в., назван в честь короля Витторио Эммануэля 2 (памятник королю в центре) и символизирует объединение Италии.
Рядом музей в палаццо Венеции (7), галерея Дория Памфили (6).
Церковь Иль Джезу (2) (Chiesa del Sacro Nome di Gesu, 7.00-12.30, 16.30-19.00) – соборная церковь общества иезуитов. Здесь похоронен основатель ордена Игнатий Лойола. Облик фасада церкви, созданной Джакомо делла Порто, стал потом образцом для многих и многих барочных храмов в Европе.
Рядом – фонтан Черепах (1).
Cобор св. Петра-в-цепях (3) (San Pietro in Vincoli, 430-е гг., 7.00-12.30, 15.30-18.00) был построен для хранения цепей, в которые Ирод заковал св. Петра. Несмотря на перестройки, храм сохранил свой первоначальный облик. Главное, для чего сюда стоит зайти, – статуя Моисея работы Микеланджело. Статуя – часть незаконченного мастером мавзолея Юлия 2. Другие фигуры были выполнены учениками Микеланджело.
Церковь Сан Клементе (4) (San Clemente, 9.00-12.30, 15.30-18.00) – одна из старейших в Риме. Она состоит из двух частей, верхней и нижней. Под нижней частью, в свою очередь, находятся подземные помещения. Там сохранились остатки древнеримских жилищ и святилища Митры 3 в.
В нижнюю церковь были помещены в 4 в. мощи мученика св. Клемента. В нижней базилике в Средние века были проведены несколько церковных соборов. Здесь сохранились фрески 11 в. Также здесь был похоронен св. равноапостольный Кирилл, первоучитель славян, но впоследствии его мощи были перенесены.
Верхняя базилика была поставлена над засыпанной землей нижней. В 1084 г. ее разрушили норманны, а в 12 в. восстановили. Часть интерьера сохранилась с 12-13 вв., в частности мозаики работы Космати.
Вокруг вокзала
Собор Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore, 7.00-20.00) (5) находится недалеко от вокзала Termini. Это один из важнейших римских храмов – одна из четырех “юбилейных” базилик (то есть базилик, посещение которых обязательно в юбилейный год). Она была построена на вершине Эсквилинского холма после того, как в августе 356 г. произошло чудо – выпал снег, что было предсказано папе во сне. Этот собор единственный наиболее полно сохранил первоначальный вид, хотя потом украшался и достраивался.
Портик собора относится к 18 в., за ним мозаики 13 в., рассказывающие о чуде со снегом. Колокольню возвели в 15 в. На купол работы Джулиано да Сангалло пошло первое золото, привезенное Колумбом из Америки.
Основные пропорции зала остались неизменными с 5 в., к нему же относятся и 36 мозаик в центральном нефе на сюжеты из Ветхого Завета. На триумфальной арке, отделяющей среднюю часть собора от апсиды, также мозаики 5 в. с изображением земной жизни Христа. Пол собора выстлан в стиле косматеско.
В Паолинской капелле (она же называется капеллой Боргезе), которую велел соорудить в качестве своей гробницы Папа Павел 5 Боргезе, хранится древняя чудотворная икона Божией Матери Спасение народа римского, написанная, по преданию, апостолом Лукой и привезенная в Рим св. Еленой. Капелла Сфорца была спроектирована Микеланджело в 1564 г. и построена его учеником Джакомо делла Порта. Среди известных людей, похороненных в соборе, скульптор Джан Лоренцо Бернини.
Обелиск перед фасадом церкви (противоположным входу) был взят из Мавзолея Августа и является близнецом того, что находится на Квиринальской площади.
Совсем близко от Санта Мария Маджоре находится раннехристианская базилика св. Пракседы (Santa Prassede, 7.00-12.00, 16.00-18.30). Она возникла в 5 в. на том месте, где св. Пракседа и ее сестра св. Пуденциана погребли в колодце 2 тысячи мучеников, а затем были замучены за это сами. Базилика была построена в 9 в. на месте раннехристианского храма и практически не изменилась с тех пор.
Прямо у вокзала находятся Термы Диоклециана (Terme di Diocleziano) (6) и Палаццо Массимо (Palazzo Massimo, 10) (и то и другое – часть Национального римского музея. В термах, построенных в 303 г., могли принимать ванны одновременно около 3000 человек. В 1563-1566 гг. один из залов терм был превращен Микеланджело в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели (Chiesa di Santa Maria degli Angeli, 7.00-18.30).
Пройдя по короткой улочке, попадаем на площадь св. Бернардо. Здесь расположены сразу три церкви.
Наиболее интересная – Санта-Мария-делла-Виттория (7) (Santa Maria della Vittoria, 7.00-12.00, 15.30-19.00). Церковь построена в 17 в. на месте капеллы по проекту Мадерно. Здесь находится один из шедевров Бернини – Экстаз св. Терезы.
Далее по улице Виа Венето можно отправиться в парк Вилла Боргезе (8).
Рядом с церковью Санта-Мария-делла-Виттория находится фонтан Моисей (2) . Если сделать небольшой крюк – Четыре фонтана (3) и фонтаны Бернини на площади Барберини (4)
Рядом с площадью Барберини – Национальный музей античного искусства в палаццо Барберини (4)
Вилла Боргезе и холм Пинчо
Холм Пинчо (Pincio) (8) – северная граница того центра, по которому наматывают круги туристы. Войти в парк можно по виа Венето или от площади Пополо, возможно есть и другие варианты. Земли эти когда-то принадлежали семейству Боргезе, в 17 в. был создан парк, его в начале 20 в. выкупило государство. На территории парка проводились раскопки и были обнаружены несколько значительных античных вилл.
Парк и сам по себе очень неплох – деревья, пруды, фонтаны. Но наиболее интересен здесь музей Галерея Боргезе (2). Попасть в него непросто, но очень стоит. Кроме галереи Боргезе, в парке находятся еще два музея: вилла Джулия и Национальная галерея современного искусства, а также зоопарк (3).
Площадь Пополо и мавзолей Августа
Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo) (9) в своем нынешнем виде была создана в начале 19 в. До 1826 г. площадь была местом публичных казней.
В центре площади расположен Фламиниев обелиск, египетский гранитный монолит эпохи Рамзеса 2, надписи на котором восхваляют деяния фараона.
Две почти симметричные церкви, Санта Мария ди Монтесанто и Санта Мария дей Мираколи, были построены в 17 в.
Но зайти стоит не в них, а в расположенную напротив церковь Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo, 7.00-12.00, 16.00-19.00) – образец римского Ренессанса. Этому строению предшествовала средневековая постройка 11 в. в честь освобождения Гроба Господня в 1096 г., возведенная на народные деньги, что и дало церкви название (а площадь назвали по церкви). Еще раньше, в античные времена, здесь находился мавзолей Домициев, где был похоронен в том числе и Нерон.
Новое здание построили во второй половине 15 в., позднее над ним работал Браманте, соорудивший по проекту Рафаэля капеллу Киджи. Бернини добавил новые декоративные элементы в фасад и переделал интерьеры в стиле барокко. Интерьер церкви во многом сохранил черты 13-15 вв. и произведения религиозного искусства этого периода, можно увидеть произведения таких мастеров, как Сансовино, Пинтуриккио, Бернини, Караваджо. Кроме проекта капеллы Киджи, Рафаэль также создал картоны для мозаик купола.
Мавзолей Августа
По виа дель Бабуино можно пойти напрямую к площади Испании, а можно сделать небольшой крюк к мавзолею Августа (Mausoleo di Augusto) (10). Мавзолей был построен по желанию императора в качестве семейной усыпальницы династии Юлиев Клавдиев в 28 г. до н.э.
Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников: в основе располагалось цилиндрическое строение, над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общая высота составляла 44 м), последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечно-зелёные деревья. Внутри хранились урны с прахом членов императорской фамилии. Здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марселий, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев — Клавдиев и известные римские личности.
В 8 в. мавзолей был разграблен. В Средние века его превратили в крепость, которая впоследствии разрушилась. Обелиски, находившиеся перед входом в мавзолей, перенесли – один на площадь перед Квириналом, второй – к Санта-Мария-Маджоре. Раскопки можно посетить только по предварительной договоренности.
Рядом с мавзолеем – Алтарь мира (Ara Pacis Augustae), он был построен в 13 г. до н.э. в честь возвращения Августа, победившего в Галльской и Испанской кампаниях. Алтарь хранится в стеклянном помещении.
Площадь Испании
Далее отправляемся на площади Испании (11) (Piazza di Spagna) и одноименной лестнице 18 в. Эта освещенная солнцем лестница может поспорить с фонтаном Треви за звание самого заполненного людьми места в Риме.
Раньше (сейчас это уже реже можно увидеть) в наших небольших городах и селах каждый вечер народ выходил на лавочки перед домом – пообщаться с соседями, обсудить новости и перемыть косточки. Так вот Испанская лестница – это такая международная лавочка, на которой на закате не найдешь местечка, чтобы присесть. Здесь сидят на солнышке, заводят знакомства, итальянцы пытаются познакомиться с девушками-туристками. Причем ухаживания эти, как правило, ненавязчивы, в отличие от турецких, и, получив отказ от прогулки по Пинчо, молодые люди спокойно удаляются.
На площади Испании, расположенной у подножия лестницы, находится фонтан Бернини-отца Лодочка (Баркачча) (5). Торговцы продают бесчисленные постеры с кадрами из “Римских каникул”, ведь площадь Испании – одно из мест действия фильма.
Напротив площади находится кафе Greco (основано в 1760 г.), где любили собираться литераторы и художники и где, в частности, пили кофе Гоголь и Чехов.
Далее к Квириналу можно пойти через Четыре фонтана (3) или через фонтан Треви (6).
От Квиринала к Пантеону
Дворец Квиринал (Palazzo del Quirinale) (12) – резиденция итальянского президента. Не знав этого заранее, я долго пыталась найти вход в Квиринальские сады, заманчиво зеленеющие на карте. Обнаружившиеся на площади бодрые матросы перед входом во дворец сразу расставили все точки над i – такие дежурные могут означать только резиденцию главы государства.
Дворец назван по холму, на вершине которого находится. Согласно римским мифам, здесь жили сабиняне. На холме было несколько античных храмов, при императоре Константине были построены термы. Все это со временем разрушилось, а остатки были использованы при создании Рима эпохи Возрождения.
Квиринальский дворец был построен папой Григорием 13 в конце 16 в. Он был резиденцией пап, потом королевской резиденцией и наконец перешел по наследству президенту.
Дворец можно посетить в воскресенье.
На площади перед дворцом две огромные статуи юношей с конями, обычно считающиеся Диоскурами, – римские копии с греческих оригиналов Фидия и Праксителя. Статуи нашли в термах Константина, обелиск – в мавзолее Августа, бассейн, служивший водопоем, – на Римском форуме.
Рядом – галерея в палаццо Колонна (5).
Пантеон
Далее через фонтан Треви (6), если там еще не побывали, и палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio, проект Бернини, резиденция парламента 17 в.) (13)
Первый Пантеон (14) (Pantheon, Chiesa di Santa Maria ad Martyres, 8.30-19.30, вс 9.00-18.00) был построен в 27 г. до н.э. при Марке Веспасиане Агриппе как святилище Августа, затем переименован в Пантеон. При императоре Адриане в 125 г. храм полностью перестроили по его собственному проекту. 1 ноября 609 г. храм переосвятили в христианский в честь всех мучеников.
Сейчас этот храм, хотя и христианский, таковым практически не ощущается. Сохранились статуи – божества планет (Венера, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), единственный источник света в храме – отверстие в куполе (так называемое око (oculo)) – символизирует солнце.
В 1625 г. бронзу с купола сняли по желанию папы Урбана 8. Она пошла на создание балдахина в соборе св. Петра и пушки для Замка св. Ангела. По этому поводу римляне говорили: “То, чего не сделали варвары (barbari), сделал Барберини (Barberini)”.
В Пантеоне похоронены Рафаэль и пара итальянских королей.
Перед Пантеоном Пьяцца делла Ротонда с фонтаном 1575 года и египетским обелиском.
Обойдя Пантеон, обнаруживаем очередной обелиск, на этот раз весьма скромных размеров. Из-за небольших размеров обелиска слоник работы Бернини (15), поддерживающий его, был прозван цыпленком Минервы (Минервы – так как раньше здесь был храм Минервы).
За слоником – незаметная церковь Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva, 8.00-19.00). Однако стоит зайти внутрь: эта церковь 13 в., считающаяся единственным готическим храмом Рима, содержит в себе фрески Филиппо Липпи и статую Воскресшего Христа Микеланжело.
Далее через палаццо Мадама (palazzo Madama) отправляемся к площади Навона.
Палаццо Мадама было построено на рубеже 15-16 вв. для семейства Медичи – здесь в том числе жила Екатерина Медичи, прежде чем стать женой Генриха 2 и французской королевой. Свое название дворец получил, когда здесь жила незаконная дочь Карла 5, вышедшая замуж за такого же незаконного Александра Медичи.
От площади Навона до Ватикана
Площадь Навона (Piazza Navona) (16) считается одной из самых красивых. Не оспаривая этого, добавлю, что, с моей субъективной точки зрения, это площадь, по которой проходят, фотографируют и идут дальше, не оставаясь надолго, в отличие от площади Испании. Возможно, этому способствует неуютная идеальная вытянутая форма площади.
Форма площади повторяет форму бывшего на ее месте стадиона (86 г.), где проходили соревнования, после 5 в. – спектакли и праздники. С 15 в. сюда перенесли с Капитолийского холма рынок. Название площади пошло от ее первоначального предназначения – искаженное in agona “у игрищ”.
Особняки вокруг площади относятся к 15-16 вв. Первый фонтан появился на площади в 16 в. Сейчас их здесь три (7) .
Церковь в центре, напротив фонтана четырех рек, – Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone, 9.30-12.30, 16.00-19.00, вых пн) посвящена св. Агнессе, которую, по легенде в начале 4 в. на этом месте выставили обнаженной на поругание, но чудесно выросшие волосы прикрыли ее тело. Святую закололи кинжалом, ее голова хранится в церкви. Современное здание было построено в 17 в. на месте средневекового храма архитектором Раинальди, фасад – работы Борромини. В нижней части храма сохранились руины стадиона Домициана, а также фрагменты первоначальной церкви с росписью 13 в.
Рядом филиал Римского национального музея – палаццо Альтемпс (9).
Замок св. Ангела
Далее отправляемся к мосту св. Ангела (Ponte Sant’Angelo) (17). Мост здесь возник уже в 133 г. – его построил император Адриан, чтобы проложить дорогу к своему мавзолею – теперь замку св. Ангела (Castel Sant Angelo). В 16 в. были установлены восемь статуй евангелистов. В 1668 г. по замыслу Бернини были установлены восемь статуй ангелов с орудиями Страстей Господних.
Мавзолей Адриана был сооружен в 130 г. до н.э. в качестве семейной усыпальницы династии Антониев по образцу мавзолея Августа. В погребальной камере, расположенной в центре, находились урны с прахом императора и членов его семьи, а также его преемников до Каракаллы.
Часть структуры мавзолея сохранилась до сих пор. Бронзовые павлины из мавзолея находятся сейчас во дворе Ватикана.
Около 520 г. Теодорих, переместивший столицу своего царства в Рим, устроил в мавзолее государственную темницу. Эта функция сохранялась за ним до 1901 г. В этой тюрьме успел побывать и бежать из нее Челлини.
Замком св. Ангела мавзолей стал именоваться с 590 г., когда город подвергся эпидемии моровой язвы. После того как Папа Григорий Великий увидел архангела на вершине мавзолея, эпидемия прекратилась. Статуя ангела была водружена в 16 в. При Льве 4 замок был включен в систему оборонительных стен. В 13 в. был построен переход из Ватиканского дворца в замок св. Ангела – в случае опасности папы покидали Ватикан и укрывались в замке.
Сейчас в замке находится музей.
Далее отправляемся к Ватикану (см. отдельную страницу).
Латеран
Латеран (1) находится в стороне от основного туристического маршрута, поэтому им, как правило, приходится пожертвовать. Здесь находятся Скала Санта, Латеранская базилика, Латеранский баптистерий и Латеранский дворец.
Скала Санта (Святая лестница, Scala Santa, 6.15-12.00, 15.00-18.00, капелла октябрь-март 10.30-11.30, 15.00-16.00, апрель-сентябрь 10.30-11.30, 15.30-16.30, вых утро ср, вс) – одна из важнейших христианских святынь. По легенде, по этой лестнице из дворца Пилата поднимался на суд Иисус Христос, в Рим ее привезла св. Елена. По ней паломники поднимаются на коленях. Лестница находится в здании, построенном в 16 в. В нем же – капелла св. Лаврентия, часть Папского дворца, построенного мастерами Космати в конце 13 в. при Папе Николае 3. Здесь хранятся многочисленные реликвии, в том числе Нерукотворный образ Спасителя.
Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен при Сиксте 5 во второй половине 16 в. на месте предыдущего дворца. Старый дворец с 5 по 15 в. служил резиденцией папам, здесь проходили церковные соборы. Начиная с середины 19 в. во дворце находился Григорианский музей языческих древностей и Христианский музей Пия, а с 20 в. – Этнографический миссионерский музей. Эти коллекции были перемещены в Ватикан, а здесь остался только Ватиканский исторический музей, расположившийся в апартаментах понтификов.
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (св. Иоанна Крестителя, Basilica di San Giovanni in Laterano, 7.00-18.30) – один из важнейших католических храмов. Базилика была основана в 310-е гг., при императоре Константине. Таким образом, это один из древнейших христианских храмов в мире, ненамного старше даже собора св. Петра. Перестраивалась базилика незначительно, и древняя структура была сохранена – в подземельях сохранены первоначальные античные конструкции. Стены относятся к Средневековью, колокольни – к 13 в. К 16 в. относятся последние добавления, в том числе боковой фасад работы Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта.
В интерьере собора сохранилась фреска Джотто 14 в. Над папским алтарем – готическая сень 1367 г., в которой хранятся главы апостолов Петра и Павла. Настил пола и внутренний дворик (13 в.) были выполнены мастерами семейства Космати.
За базиликой и Латеранским дворцом находится Латеранский баптистерий. Первое здание было заложено еще императором Константином, затем оно значительно переделывалось в 5 в. и в 17 в., не считая более мелких реконструкций. В капеллах баптистерия хранятся бронзовые порталы 5 и 12 в., мозаики второй половины 5 в. и 7 в.
За Тибром
Если есть свободное время и желание, можно прогуляться за Тибром.
Подписаться на новые темы.
В ЖЖ можно подписаться из других соцсетей
Во-первых, по холму Яникул проходит смотровая дорожка, откуда открывается вид на город.
Во-вторых, можно прогуляться по Ботаническому саду (Orto Botanico, 13). Cад расположен на склоне Яникула, он небольшой, растут пальмы, бамбук, есть садик лекарственных растений. В городе мало тенистых зеленых мест, и в саду просто можно отдохнуть от жары.
В-третьих, заслуживает внимания церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (San Pietro in Montorio, 14, 8.30-12.00, по будням еще 15.00-16.00). Считалось, что на этом месте был распят св. Петр, однако это одна из римских легенд.
Храм построили в конце 15 в. До этого здесь была церковь 11 в. До 19 в. в храме находилось Преображение Рафаэля (сейчас – в Ватиканской пинакотеке).
В 1502 г. Браманте соорудил во дворе свой замечательный храмик – Темпьетто.
Рядом – галерея в палаццо Корсини, вилла Фарнезина (12). Через реку – галерея Спада (11).
Далее
Рим. Фонтаны
Рим. Музеи
Тиволи
Чтобы увеличить, перейдите по ссылке в подписи.
Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.
Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.