Потсдам (Potsdam), сателлит Берлина, переходящий плавно в сам Берлин, ассоциируется в первую очередь с Потсдамской конференцией и дворцом и парком Сан Суси. Это очень зеленый город, с огромными водными пространствами вокруг, дворцов в нем не один и не два, хотя все посещать совсем не обязательно.
Продолжение темы –
парк Сан-Суси Новый дворец
Новый сад
Что посмотреть в земле Бранденбург. Часть 2
Что посмотреть в Бранденбурге. Часть 1
Побережье Германии. Шлезвиг-Гольштейн Карта достопримечательностей
Дрезден. Окрестности
Достопримечательности Дрездена
Потсдам может оказаться отличной базой для изучения Берлина и окрестностей. Здесь дешевле жить, чем в Берлине, можно снять неплохие апартаменты. Одно НО – нужно поселиться либо не слишком далеко от вокзала, либо иметь выезд на скоростные дороги, то есть не углубляться в центр города.
С воссоединения Германии комплекс садов и дворцов Бранденбурга и Берлина все время реставрируется. Текущие открытия-закрытия смотрите на сайте дворцов.
Как добраться до Сан Суси
От Потсдама можно доехать до центра Берлина без пересадок за 25 минут. Ехать лучше региональной электричкой (RE), а не городской (S): хотя городская ходит чаще, но дольше и значительно менее комфортна.
Электричка RE 1 останавливается в Берлине на основных туристических остановках (зоопарк, главный вокзал (близко от Бранденбургских ворот и рейхстага), Александрплатц) и идет дальше в сторону Франкфурта-на-Одере.
Еще один путь в Берлин проходит через мост Глинике: доехать на трамвае до моста, дальше пересесть на автобус. Этот путь подходит тем, кто никуда не торопится и хочет посмотреть дворец на Павлиньем острове и озеро Ванзее.
Если вы желаете запарковаться в Потсдаме бесплатно и в непосредственной близости от парка Сан-Суси, обратите внимание на улочку, идущую вдоль парка снизу. Запарковаться бесплатно можно на улице Geschwister-Scholl-Str. на обочине, лучше ближе к Шарлоттенхофу, если есть желание посетить дворец Сан-Суси. Идти пешком от этой улицы до центральной аллеи парка Сан-Суси около 10 минут, до дворца Сан-Суси – будет зависеть от того, в каком месте улицы вы запарковались. Места есть до 11 часов утра, потом вероятность небольшая.
Общественный транспорт
Потсдам – большой город. Расстояния между достопримечательностями условно пешие, то есть дойти-то до парков вы дойдете, но устанете, а сами по себе парки исключительно большие.
Поэтому, если вы едете из Берлина, то покупайте дневной билет на зоны АВС, из других городов – бранденбургский билет, а если остановились в самом Потсдаме, то лучше запастись дневным билетом на местный транспорт.
Есть несколько основных туристических маршрутов. Авт. 695 идет от вокзала до дворца Сан-Суси и далее вдоль парка к Новому дворцу. Обратите внимание, что недалеко от входа в парк Сан-Суси он делает поворот в противоположную сторону и объезжает изрядный кусок города. Упрощенные туристические схемы транспорта эти автобусные кренделя игнорируют.
Авт. Х15 идет от вокзала до дворца Сан-Суси.
Авт. Х5 идет к Новому дворцу.
Трамваи 92, 96 идут мимо колонии Александровка и подходят довольно близко к одному из входов в Новый сад (Neuer Garten), однако от этого входа еще около 20-25 минут идти до дворца Цецилиенхоф. Минут 15-20 нужно потратить, чтобы подойти к этому дворцу от Глиникского моста, куда от вокзала идет трамвай 93.
Еще один способ путешествовать между достопримечательностями Потсдама (кроме парка Сан-Суси), особенно в хорошую погоду, – это водное такси. Остановка водного такси находится напротив через площадь от вокзала. Ходит такси достаточно часто. Однако этот способ будет дороже.
Немного истории
Хотя Потсдам – довольно старое славянское поселение и впервые упоминается в 10 в., до 17 в. он оставался небольшим и малозначительным. В начале 17 в. курфюрсты обратили внимание на Потсдам, построили там первый дворец. Великий курфюрст Фридрих Вильгельм решил устроить здесь свою вторую резиденцию, и с этого момента началось развитие города.
Чтобы не запутаться во всех этих Фридрихах и Вильгельмах, напишем, кто за кем шел и что построил. В таблице только те правители, которые имели значение для Потсдама, из исторических сведений выбрала только немногое, чтобы было понятно, что за человек.
1. Великий курфюрст Фридрих Вильгельм 1 (1620-1688) – герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов
сформировал независимую Пруссию, пригласил многочисленных колонистов из Голландии и Франции на опустевшие после 30-летней войны земли
Потсдам – вторая резиденция курфюрста. Потсдамский эдикт – приглашены гугеноты из Франции
2. Фридрих Вильгельм 1 (1688-1740), король Пруссии, внук номера 1, “король-солдат”
проводил политику жестокого контроля и экономии, в том числе по отношению к королевской семье
превратил Потсдам в гарнизонный город, сильно увеличил его размеры, был построен Голландский квартал
3. Фридрих 2 Великий (1712-1786), король Пруссии, “Старый Фриц”, сын номера 2
король-философ, покровитель наук и искусства, проводил политику просвещенного абсолютизма, укрепил Пруссию как государство
Стиль: рококо, барокко, французский сад
Сан-Суси (1769 г.),
Новый дворец, Храм дружбы, Китайский чайный домик (1757 г.), дом Дракона (1772 г.) и Бельведер на горе Клаусберг,
Новые палаты, Картинная галерея (1764 г.), Бранденбургские ворота (1770 г.)
4. Фридрих Вильгельм 2 (1744-1797), король Пруссии, племянник номера 3, внук номера 2
предпочитал развлечения, а не политику, тем не менее увеличил территорию за счет участия в разделе Польши
Стиль: ранний классицизм, романтизм, английский ландшафтный парк
Мраморный дворец (1792),
Новый сад (1787 г.),
дворец на острове Пфауен (1797 г.)
5. Фридрих Вильгельм 3 (1770-1840), король Пруссии, сын номера 4
проводил политику Реставрации, ввел жесткую цензуру
Стиль: классицизм
колония Александровка (1827 г.)
6. Фридрих Вильгельм 4 (1795-1861), король Пруссии, сын номера 5
“романтик на троне”, уменьшил цензуру, прекратил преследования других конфессий, покровительствовал искусствам
Стиль: стилизация под итальянский Ренессанс
дворец Шарлоттенхоф (1828 г.),
церковь Фриденскирхе, Оранжерейный дворец (1864 г.),
Римские купальни (1840 г.), бельведер на горе Пфингстберг,
обновил Сан-Суси
7. Вильгельм 1 (1797-1888), король Пруссии и впоследствии первый император объединенной Германии, сын номера 5 и брат номера 6
назначил премьер-министром Отто фон Бисмарка, который и проводил реальную политику
Стиль: неоготика
дворец и парк Бабельсберг (1831-1849 гг.)
8. Вильгельм 2 (1859-1941), кайзер Германии, внук номера 7
очень волевой человек, любил армию и особенно флот, был одним из тех, кто развязал Первую мировую войну, в результате которой в 1918 г. вынужден был отказаться от трона и эмигрировать в Голландию
построил для сына Цецилиенхоф (1912 г.)
Парк Сан Суси
Если есть желание посетить дворец Сан Суси, то начинать лучше с него, подъехав туда на автобусе, так как экскурсии проводятся по времени и желающих слишком много, а потом в ожидании своего времени вернуться ко входу в парк. Если вы хотите посмотреть дворцы только снаружи, то лучше начать с входа на главную аллею.
Чтобы фотографировать во дворцах и павильонах, нужно купить единое дневное разрешение. Бумажку вешают на фотоаппарат или руку.
В информационных центрах за дворцом Сан-Суси и около Нового дворца можно за 2.50 евро купить план парка, он будет не лишним. Этот же план иногда продают специальные люди у входа в парк. В Новом саду видела также автомат по продаже планов, вероятно, такой же можно встретить и в парке Сан-Суси.
Барочный парк был разбит после постройки дворца в середине 18 в. Прусские правители того века отличались трудолюбием и экономичностью. Поэтому идея соединения утилитарного начала и развлекательного, положенная в основу планировки парка, не удивляет. Были посажены многочисленные плодовые деревья, разбит огород, а дворец прячется за виноградными террасами.
Конечно, парк претерпел изменения. После Фридриха 2 во дворце Сан-Суси жил Фридрих Вильгельм 4, потом были мировые войны и разделение Германии, что не лучшим образом сказалось на облике потсдамских садов. И парк Сан Суси, конечно, не дошел до нас в исходной форме. Барочный французский сад довольно быстро переходит в ландшафтный.

Что посмотреть в парке Сан-Суси
Начнем прогулку со входа в парк на главную аллею. Длина аллеи от обелиска перед входом до Нового дворца – 2,5 км. При недостатке времени вполне можно удовлетвориться пунктами 1-11. На них уйдет около 3-4 часов в зависимости от того, насколько подробно вы будете их осматривать.





1. При входе слева находится Фриденскирхе (Friedenskirche, 1854 г.), созданная по образцу итальянских церквей и служащая усыпальницей Фридриху Вильгельму 4, Фридриху Вильгельму 1, Фридриху 3 и другим членам императорской семьи.
2. Недалеко от входа прячется грот Нептуна (1757 г.). Его легко пропустить, особенно если нет с собой плана.
3. Картинная галерея
На холме над гротом – Картинная галерея (Bildergalerie, 1764 г.) – один из двух симметричных корпусов, построенных справа и слева от дворца Сан-Суси при Фридрихе 2 Великом. В галерее выставлены картины из коллекции Фридриха Великого. Часть картин осела в частных коллекциях, на их месте на стенах оставлены пустые рамы.
В коллекции преимущественно работы художников эпохи барокко и рококо, в том числе очень известные: Рубенса, Караваджо, ван Дейка, Ватто.

Дворец Сан Суси (Sanssouci) и барочный парк при нем неизбежно заставляют вспомнить о Версале и назвать его очередной копией, на сей раз прусской. Однако идея, которая легла в основу планировки и дворца, и сада, прямо противоположна идее Версаля. Там победа человека над природой, стремление подчинить ее, подстричь под свою гребенку, продемонстрировать роскошь и силу короля, здесь – единство человека и природы, частный королевский дворец, в котором позволялось гостить лишь немногим.
4. Дворец Сан-Суси
От центрального фонтана, который, кстати, заработал только в середине 19 в., когда была построена паровая насосная станция в форме мечети, дворец едва виден за чередой лестниц и виноградных террас.

Надпись на дворце sans souci…, означающая “без забот” в переводе с французского, в понимании короля-философа означала скорее, что он намерен жить и умереть здесь без суеты этого мира, а не в сплошных развлечениях.
Экскурсии во дворце проводятся по времени. Чтобы посетить несколько дворцов и павильонов, можно купить билет Сан-Суси+ онлайн и распечатать его. За дополнительные 2 евро можно заказать удобное для себя время посещения. Аналогичный семейный билет покупается в кассе. Отдельные билеты во все дворцы и павильоны покупаются при них.
Во дворце всего около дюжины комнат. Они неплохо сохранились, ведь дворец не был разрушен в войну. Несколько комнат были гостевыми, еще шесть относились к королевским апартаментам. Одна из комнат носит имя Вольтера, так как он жил здесь, когда гостил у Фридриха.
Кроме самих королевских апартаментов, здесь же можно отдельно посетить дворцовую кухню 19 в. и так называемое женское крыло (Damenflugel). Женское крыло появилось при Фридрихе Вильгельме 4, который не стал трогать королевские апартаменты из уважения к Фридриху Великому, но переделал боковое крыло для того, чтобы разместить там фрейлин и придворных.
Гора Руиненберг
На фотографии – вид, открывающийся от колоннады, на искусственные руины на горе Руиненберг. На горе, по замыслу Фридриха, должен был находиться водный резервуар, снабжающий водой фонтаны.


Воду в резервуар должны были поднимать несколько мельниц. Их так и не построили, поскольку проект оказался слишком дорогим и имевшиеся мастера не могли правильно его реализовать. Поэтому фонтан был запущен только один раз – благодаря натаявшей воде. После войны парк довольно долго использовался советской армией для тренировок. Поэтому пришел в запустение и был восстановлен в конце 20 в.
5. В информационном офисе у мельницы можно взять буклеты, купить билеты, книжки и план парка.
6. Историческая мельница
Она хоть и считается исторической, на самом деле сгорела во время сражения в конце войны и является новостроем.
Исходная мельница была построена в 1737-1739 гг. для обеспечения сильно увеличившегося гарнизона и населения. Вскоре Фридрих Великий решил построить дворец, и мельник подал жалобу на то, что его мельница не будет получать достаточно ветра. Этот мельник в результате получил компенсацию, продал мельницу и построил другую в другом месте. Его преемник также не смог получать прибыль от мельницы, и в конце концов она сгорела.
Вся эта история была преобразована в легенду. Якобы король хотел убрать мельницу, так как она мешала ему работать своим шумом, а мельник сказал, что справедливый королевский суд этого не допустит. На самом деле Фридрих считал, что мельница – это неотъемлемый элемент сельского ландшафта.
Новая мельница была построена в конце 18 в., но также не могла успешно работать. В правление Фридриха Вильгельма 4 она перешла во владение императора. Именно эта мельница была восстановлена в конце 20 в. В мельнице находится музей, но она также и работает.
7. Новые палаты
Новые палаты (Neue Kammern, 1775 г.) завершают ансамбль. Изначально на этом месте была оранжерея для зимнего хранения теплолюбивых растений. Новые палаты служили для размещения гостей.

8, 9. Симпатичные небольшие садики со статуями и фонтанчиками – Сицилианский и Северный.


Подписаться на новые темы.
В ЖЖ можно подписаться из других соцсетей
10. В китайском чайном домике (Chinesisches Haus, 1764 г.) выставлена коллекция фарфора.


11. Оранжерейный дворец
Оранжерейный дворец (Orangerieschloss, 1864 г.) был построен по желанию Фридриха Вильгельма 4 в стиле итальянского ренессанса. Он находится через улицу, по которой ездит авт. 695, от парка Сан-Суси.
Один зал дворца служил для зимнего содержания теплолюбивых растений. Другой, зал Рафаэля, содержит многочисленные копии работ этого художника. Остальные комнаты служили для размещения гостей императора. В частности, там гостила вдова Николая 1 Александра Федоровна (в девичестве Шарлотта Прусская).

Продолжение
– дальше по парку Сан-Суси до Нового дворца
– Новый сад и Цецилиенхоф
Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.
Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.