- Реализм
- Рококо
- Романский стиль
- Романтизм
- Садово-парковое искусство
- Средневековое искусство
- Средокрестие
- Стукко
- Табернакль
- Трансепт
- Фахверковые дома
- Фронтон
- Юбилейный год
Реализм
Реализм – термин существует в разных значениях. Здесь в узком смысле как критический реализм – направление 19 в.
Период | вторая треть 19 века – начало 20 века |
Исторические предпосылки | Буржуазно-демократические революции во Франции и Германии. Выступления и восстания рабочих. Многочисленные научные открытия (открытие клетки, атома и т.д.), развитие промышленности, техники. Утверждение материализма в философии |
Основные черты | Достоверность в изображении действительности, утверждение эстетической ценности народной жизни, демократическая и социальная направленность, внимание к обыденной жизни |
Представители | Франция: Домье, Курбе, Милле, Стейнлен. Частично Э. Мане, Роден Россия: Кипренский, Брюллов, Тропинин, Венецианов, Федотов, передвижники (Перов, Крамской, Репин, Суриков, Ге, Шишкин, Саврасов, Левитан и др.), Серов Германия: Менцель, Лейбль, Либерман, Кольвиц и др. США: Хомер, Эйкинс и др |
Рококо
Рококо от фр rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль
Период | Первая половина 18 в. Возникает как развитие стиля барокко |
Предпосылки | Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. |
Характерные черты | Придворное искусство. Изысканность, грациозность, декоративность, игра форм. Пасторальные, эротические сюжеты, галантные празднества. Характерные цвета: розовые, бледно-зеленые, голубоватые, сиреневые. В архитектуре главной целью становится декоративность. Отсутствует строгая симметричность, используется много орнаментальных деталей, балюстрады, скульптуры, вазы, лепные орнаменты в визе завитков, масок, цветочных гирлянд, раковин. Скульптура рококо менее значительна, чем живопись. Большое распространение получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Был изобретен и широко распространился фарфор (фабрики в Мейсене, Севре, Нимфебурге) |
Представители | Франция: Франсуа Буше, Грез, Антуан Ватто, Фрагонар, Шарден. Скульпторы Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион Англия: Хогарт, Гейнсборо, Рейнольдс Италия: Джамбаттиста Тьеполо, Пьетро Лонги Россия: Рокотов, Антропов, Левицкий. Растрелли (малые архитектурные формы), Ринальди (Ораниенбаум), Ухтомский Германия: Бальтазар Нойман, Кнобельсдорф. Потсдам, церковь Фирценхайлиген (рядом с Бамбергом), резиденция в Вюрцбурге, Амалиенбург в Мюнхене и др. Живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер |
Романский стиль
Романский стиль проявился в основном в архитектуре. Происхождение термина: в 19 в. была установлена связь между архитектурой 11-12 вв. с древнеримской.
По отношению к английской романской архитектуре употребляется термин “норманнская”.
Период | Конец 10 в. – 12 в. |
Исторические предпосылки | Создание Священной Римской империи – попытка воссоздать могущество Древнего Рима Карлом Великим и его последователями. Завоевание норманнами Англии. На архитектуру повлияли сохранившиеся раннехристианские базилики времен Константина и византийская архитектура. Благодаря торговле и крестовым походам, в которые были вовлечены множество людей, европейские мастера познакомились с этой архитектурой. Католические монашеские ордена также послужили распространению единого стиля, хотя в каждой стране романская архитектура имеет свои черты |
Характерные черты | Лаконичность, прочность и основательность здания. Массивные гладкие стены, большие башни. Узкие окна, полукруглые арки. Основные постройки – похожие на крепости соборы и замки. Главный элемент композиции замков – башня-донжон. Замки и города окружались стенами с башнями. Для создания зданий используются простые объемы: кубы, параллелепипеды, призмы, цилиндры. Романский собор – в плане раннехристианская базилика или круглый храм. Весь вес приходится на стены и столбы, поэтому они должны быть мощными. Вместо предшествовавших деревянных перекрытий используются своды. В качестве декора основное место заняли монументальные рельефы, украшавшие порталы или весь фасад, в интерьере – капители. Также использовались фрески, появились витражи. Главные темы живописи и скульптуры связаны с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций. Во всех видах романского искусства часто важнейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Расцвет книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, создания эмалей, ткачества, ювелирного искусства |
Примеры | Италия: Санта Мария ин Космедин, Баптистерий во Флоренции, кафедральный собор в Пизе Франция: аббатства в Каене, Монт Сан-Мишель, Клюни, Фонтевро Англия: соборы в Солсбери, Кентербери, Рочестере, Дареме, Норидже. Тауэр, замок Рочестер Испания: Сантьяго де Компостела Германия: аббатства в Майнце, Вормсе, Шпайере, Бамберге, кафедральный собор Вюрцбурга, Шотландская церковь в Регенсбурге |
Романтизм
Период | Конец 18 – первая треть 19 в. |
Исторические предпосылки | Великая французская революция, промышленный переворот в Англии. Наполеон и наполеоновские войны. Борьба с французской оккупацией, освободительные движения в Италии (против Австрии), Греции (против Турции), Польше (против России), Ирландии (против Англии) Книга Шопенгауэра “Мир как воля и представление” |
Характерные черты | Отрицание канонов классицизма. Внимание к истории, национальному прошлому, народной культуре, фольклору (изучение фольклора, запись немецких сказок братьями Гримм). Интерес к сильной личности, противопоставляющей себя миру. Идея личной и гражданской независимости. Художник – исключительное по своей природе существо, находящееся в резком противоречии с обществом, не признающим его гениальности Внимание к внутреннему миру человека, его чувствам. Культ природы, естественного (возникновение туризма). Концепция двоемирия – разлад между миром мечты и миром реальности. Бегство из реального мира в прошлое, экзотические страны, фантастику В архитектуре используются новые материалы, но они маскируются камнем. Имитируются сооружения прошлого, в одном здании соединяются детали разных стилей (эклектика) |
Представители | Франция: Делакруа, Жерико Англия: Констебл, Тернер Германия: Рунге, Каспар Давид Фридрих Испания: Гойя (частично) |
Садово-парковое искусство
Искусство создания садов и парков основано на двух принципах – сад может быть регулярным и пейзажным. Ниже опишем кратко некоторые виды садов.
Некоторые термины
Пергола – крытая аллея, конструкция, состоящая из повторяющихся секций арок, которые соединяются горизонтальными брусьями. Арки обвивают вьющиеся растения – виноград, жимолость, клематисы, плющ, хмель и т.д.
Берсо – также крытая галерея, только растения посажены и соединены таким образом, чтобы образовать сплошной зеленый коридор.
Трельяж – решетка для вьющихся растений, беседка.
Боскет – участок регулярного парка, густая группа стриженных деревьев и кустов, которые образуют ровные зеленые стены или различные геометрические формы. Если насаждения расположены по периметру, они образуют кабинет.
Партер – открытая часть парка с газонами, цветниками, водоемами, фонтанами.
Древний Египет и Древняя Греция
В Древнем Египте сад был регулярным. Он разбивался при храмах и домах богатых людей и предназначался для отдыха в жаркие дни. Поэтому центром сада был водоем. Сад часто обносился стеной, растения сажали аллеями, симметрично. В египетских садах росли плодовые деревья, розы, жасмин, деревья, дающие благовонные масла, гвоздики, маки.
Сады и парки Древней Греции имели несколько форм: священные рощи (они представляли собой парк с источниками, скульптурами, архитектурными сооружениями, позже превратились в спортивные парки), философские сады (предназначались для бесед и занятий), частные сады, носившие чисто утилитарный характер. Часто использовались террасы.
Древний Рим
В Древнем Риме также были священные рощи, городские общественные сады (парки с аллеями, крытыми галереями с нишами для отдыха, скульптурой). При частных домах создавали перистильный сад, представлявший собой внутренний дворик, окруженный колоннадой со скульптурами, стрижеными кустарниками, цветами и источником. Стены галерей вокруг двора были украшены росписями.
Сады при виллах и дворцах имели различное назначение – от чисто хозяйственного до увеселительного. Увеселительные сады устраивались на склонах с помощью террас, которые украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц. Элементы сада размещались случайно, единства композиции не было. Еще один вид сада – сад-ипподром, заимствованный из Греции, только здесь уже не проводили спортивные состязания. Это плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
Некоторое представление о различных типах римских садов может дать вилла императора Адриана в Тиволи. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики).
Больше фотографий на странице “Тиволи”
Средневековье
Испано-мавританские сады
Арабы, в 8 в. завоевавшие Испанию, построили многочисленные оросительные каналы и принесли в Испанию культуру восточных садов. Это небольшой дворик перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляющий собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Наиболее известные из сохранившихся садов – сады Гренады 13 в. (Альгамбра и Генераф). Основные черты испано-мавританского сада: регулярная планировка с композиционным центром (обычно бассейном), связь с внешним миром достигается с помощью видовых точек, обязательно используется вода – особенно подчеркивается ее ценность. Растения (кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы) высаживали свободно. Один важнейших элементов – декоративное мощение.
Монастырские сады
В монастырских садах выращивали лекарственные, декоративные растения и различные овощи, сажали фруктовые деревья. Сады имели простую геометрическую планировку. Монастырские сады отличались уединенностью и утилитарностью. В монастырских садах возник новый прием – сад-лабиринт. Дорожки разделялись стриженым кустарником.
Феодальные сады
Такие сады существовали при замках и крепостях богатых феодалов и королей. Они имели ограждение в виде рва, деревянных шпалер или каменной стены. Это были декоративные фруктовые сады, с аллеями, фонтаном, квадратными участками трав и растений, чередующимися в шахматном порядке, декоративными кустарниками. Цветы высаживались в клумбы по специальным рисункам. К 14 в. сады включали в себя тщательно разграниченные зоны с кухонными садиками, садиками с водоемами и садами для удовольствия, которые зачастую плавно перетекали в прилегающую территорию лесов или парков для рыцарской охоты.
Больше фотографий – на странице “Бретань”.
Эпоха Возрождения
Итальянские сады эпохи Возрождения – новый, значительный этап в развитии садов. Сформировались и развились под влиянием античных представлений о порядке и красоте. Сады создаются при виллах в Риме и Флоренции, среди лучших образцов – вилла Эсте в Тиволи и сады Боболи во Флоренции.
В саду Ренессанса основная идея заключалась в тонком сочетании искусства и природы, а весь сад воспринимался как единое целое. Различные элементы композиции объединялись с помощью акцента (холма, фонтана), устройство парка хорошо было видно из окон верхних этажей виллы или дворца или с террасы.
Террасы и лестницы стали выполнять важную роль в композиции, перестали быть случайными. Как и прежде, сад отгораживался изгородью, геометрически правильные дворики (боскеты) заполнялись фруктовыми деревьями, гравийные дорожки, аллеи и перголы связывали садики. Рядом с домом разбивались клумбы с различным геометрическим рисунком (партер). По саду расставлялись большие горшки с апельсиновыми и лимонными деревьями, пальмами. Плоская часть сада сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и ступенчатым откосом (амфитеатр).
Из античности были заимствованы и развиты такие элементы, как скульптура, гроты (украшенные искусственными ракушками), беседки. Щедро используется вода – фонтаны, каскады, бассейны.
К саду часто примыкали лесные участки или рощи.
Больше фотографий на страницах “Флоренция”, “Тиволи”, “Вилландри”
На смену эпохе Возрождения пришли маньеризм и барокко. Черты барокко в садово-парковом искусстве: динамичность, декоративность, пышность, стремление вызвать удивление (водный театр, зеленый театр). Образцы: вилла Альдобрандини во Фраскати.
Французский регулярный парк
Французы заимствовали принципы создания парка эпохи Возрождения, но под влиянием природных условий постепенно модифицировали их, создав свой собственный тип парка. Французские короли после военных походов в Италию привезли оттуда итальянских мастеров. В итальянском стиле создаются сады при дворцах в Фонтенбло, Шенонсо. Одним из образцов французского сада Возрождения является сад Вилландри.
Первым важным садом во французском стиле был сад при дворце Во-ле-Виконт, созданный Андре Ленотром. Дворец и сад полностью интегрированы, используется большая перспектива, разбиты орнаментальные партеры, на аллеях через равные промежутки установлены статуи, бассейны, фонтаны и аллеи тщательно подстрижены. Потом принципы создания французского регулярного парка Ленотр развил в Тюильри, Сен-Клу, Шатильи, Версале.
Веерная композиция кладется в основу парка. Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы – круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно. Использовалась широкая и длинная перспектива, в отличие от короткой в итальянских садах. Один из важных элементов сада – террасы.
Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями. Большую часть парка занимали боскеты. Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха.
Предпочтение отдается гладкой воде, гладким водным партерам. Вода выполняет роль зеркала, удваивая дом или деревья.
Сад демонстрирует власть человека над природой и могущество владельца дворца, который доминирует над садом.
Французский регулярный парк был заимствован другими европейскими странами (Хэмптон-Корт в Лондоне, Сан-Суси в Потсдаме, Шенбрунн в Вене и т.д.). В Англии стали применять стрижку деревьев и кустарников в сложных и экзотических формах (животных, птиц, грибов и т.д.).
Английский пейзажный парк
С появлением изменений в искусстве – конец классицизма, начало эпохи романтизма, восторженное отношение к естественной природе (Руссо) – изменяется и тип парка. Регулярный парк выходит из моды. Тому, что пейзажный парк развился в Англии, способствовал ее мягкий и влажный климат. Стремление к красоте и естественности привело к отказу от регулярных приемов композиции. Аллеи и дорожки прокладываются свободно, на лугах располагаются живописные группы деревьев, в лощинах текут искусственные речки, замаскированные под настоящие. Вместо фонтанов используются озера, каскады, ручьи. Появился новый тип клумбы – древесный, с расположенными по кругу деревьями.
Из построек – храмы в античном стиле, палладиев мост.
Романтизм привнес печальное настроение в первые пейзажные парки Англии. В них появились мрачные руины, могилы, надгробные урны. Печальное настроение усиливали плакучие формы деревьев и кустарников, чувство сосредоточенности – пирамидальные формы.
В начале 18 в. в Англии появилась книга о китайском садоводстве, в результате чего в парках появились китайские и японские элементы композиции – павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений.
Первыми в Англии начали создавать Бриджемен и Уильям Кент (парк Стоу), а самым известным создателем пейзажных парков стал Ланселот (Капабилити) Браун.
Понятие пейзажный парк впервые сформулировал английский профессор Рептон (1752-1817). Он разработал четыре принципа построения пейзажного парка, которые мы применяем до настоящего времени. Согласно Рептону, следует подчеркивать естественную красоту ландшафта и скрывать его недостатки; планировка должна быть свободной, парковые пейзажи необходимо создавать таким образом, чтобы возникала иллюзия их естественного происхождения, а все элементы парка подчинять целому.
Средневековое искусство
Искусство периода от падения Римской империи (конец 5 в.) до эпохи Возрождения (приблизительно до 14-15 вв. в разных странах) называют средневековым. Оно не было однородным и объединяет различные стили и направления. Общим для всех направлений было сильное влияние христианства: от изображения грешного человека и земного мира искусство обращается к вечной, неземной реальности, божественному началу. Храм становится Библией для неграмотных. Средневековое искусство анонимно – имена творцов практически не известны.
Византия
Византийская культура отличается от европейской. Это связано с тем, что ее не завоевывали варвары и она сохранила античные традиции в сочетании с традициями Востока. При этом культура Византии была христианской и книжной.
В 4 в. в Византии возникают новые типы храмов – базилики и купольные здания с простым внешним обликом и богатыми интерьерами. В 7-9 вв. начали строить крестово-купольные храмы. В основе конструкции были четыре столба, соединенных арками, сверху купол. К этому квадрату пристраивались квадратные ячейки, в результате в плане получался крест. Интерьер храма подчинялся строгим правилам – как модель небесного царства, мозаики и фрески располагались на определенных правилами местах. В 10-12 вв. развивается иконопись.
Европа
С 5 по 8 в. в Европе развивалось декоративное искусство варварских племен (ювелирное дело, декоративная утварь, с распространением христианства – предметы для богослужений и оклады церковных книг, резьба по дереву), началось строительство каменных храмов (преимущественно в виде базилик). Изобразительное искусство существовало в виде книжных миниатюр, в основном декоративных.
В конце 8 в. была создана империя Карла Великого. Карл Великий покровительствовал искусству, искусство периода его правления называют Каролингским возрождением (конец 8 – начало 9 в.). В архитектуре использовались древнеримские и варварские традиции. Наиболее ярким образцом является собор Карла Великого в Аахене. Сооружения этого периода подготовили появление романского стиля. Живопись была представлена декоративными книжными иллюстрациями, мозаиками и фресками, которые практически не сохранились.
После полосы упадка в конце 9-10 вв., связанной с набегами норманнов, венгров и междуусобицами, в 11-12 вв. развивается романское искусство, которое потом сменяет готика.
Особую форму готическое искусство приняло в период примерно с 1380 по 1430 гг. (особенно в Бургундии, Богемии, Франции и Северной Италии) – это так называемая интернациональная готика (также называют придворной готикой). Для интернациональной готики были характерны красочность, изысканность, декоративность и экзальтированность. Художники много пишут по золотому фону. В архитектуре этому стилю соответствует пламенеющая готика (перпендикулярная готика в Англии). В этот период существует интенсивный культурный обмен, художники много путешествуют между европейскими дворами, получают много светских заказов. В Италии интернациональная готика пересекается с Проторенессансом.
Средокрестие
Место в храме, где пересекаются центральный неф и поперечный (трансепт). Часто увенчивается башней (характерно для средневековых храмов) или куполом (эпоха Возрождения).
Стукко
Искусственный мрамор, высший сорт штукатурки. Изготавливается из обожженного гипса с различными добавками.
Табернакль
Табернаклем называются:
- сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями),
- или сам ларец с причастием (дарохранительница),
- или башнеобразная открытая пристройка или ниша, предназначенная для размещения статуй (характерны в основном для готических соборов).
Трансепт
В храмах поперечный неф, пересекающийся с основным под прямым углом.
Фахверковые дома
Несущая конструкция фахверковых домов – диагональные деревянные балки, пространство между которыми заполняются глиной, смешанной с камышом, ветками, соломой, строительным мусором, кирпичом. Фахверковые дома появились в период позднего Средневековья и широко распространились в Германии, Франции, Англии и других странах.
О развитии фахверковых построек можно прочитать на отдельной странице.
Фронтон
Фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады. Как правило, фронтон имеет треугольную форму, в конце Римской эпохи появились фронтоны полукруглые. Внутреннее поле фронтона, тимпан, часто украшено скульптурами.
Юбилейный год
Юбилейный (Святой) год – год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Впервые Святой год был отмечен в 1300 г. Сначала юбилейные годы должны были отмечаться каждые 100 лет, потом решили их отмечать каждые 50 лет, затем – 33 года, наконец, с 1470 г. – каждые 25 лет.