В этом посте сосредоточимся на основной части обязательной программы в Венеции на один день: мост Вздохов, площадь и собор Сан Марко и дворец дожей, колокольня.
В первой части читайте о сложностях и музеях.
В третьей – Большой канал и по городу, карта, регата.
Четвертая – лагуна и острова
Лидо ди Езоло (Lido di Jesolo)
Lido di Jesolo. Вокруг Венеции – куда поехать
Вокруг Падуи. Вилла Пизани и другие виллы Бренты
Что посмотреть в Падуе (Padova)
Описывать Венецию, подобно другим городам (“здесь посмотрите то-то и то-то, а там зайдите в такую-то церковь”), невозможно. Дворцы очень похожи один на другой, площади похожи одна на другую, указатели найти непросто, а бывают и такие указатели, как на фото в начале страницы.
Задав себе цель дойти до какой-то точки в условиях нехватки времени, вы рискуете не увидеть город. Помнится, была у меня попытка найти какой-то особенный дворик, описанный в путеводителе Афиша. Не удалось определить даже, та ли это площадь и как выйти к воде. А попытка выйти к церкви Санта-Мария-деи-Фрари закончилась полной потерей направления. Поэтому описание дворцов мы оставим путеводителям.
Хороший иллюстрированный путеводитель или альбом поможет вам гораздо больше, чем гид: посмотрев потом на фотографии, вы сможете понять, что видели. На мой взгляд, очень удачная серия Art and History у Бонечи (так выглядит). Серия важна – у Бонечи есть и совсем простецкие плохие, и подробные хорошие книги.
Итак, вы ко всему приготовились, прочитав часть 1, вооружились картой города и водного транспорта, водой и сухим пайком. Отправляемся.

Венеция на один день, или самая обязательная программа
Венеция для однодневного туриста держится на четырех китах:
- площадь Сан-Марко и собор,
- водная прогулка по Большому каналу,
- мост Вздохов
- и мост Риальто
Пятый кит зависит от готовности потратиться – прогулка на гондоле (приблизительно от 60 (полчаса) до 100 (50 мин) евро за поездку, берет до 6 человек, можно договориться с другими туристами).
Если вы с группой и у вас ограничено время, начните с Сан-Марко. Если же вы сами себе хозяева, то Сан-Марко прекрасно можно посмотреть и потом, тогда будет значительно меньше людей.
Мост вздохов
По дороге к площади Сан-Марко очень много людей и мостиков, но один мостик перед дворцом Дожей забит особенно плотно – отсюда фотографируют мост Вздохов.


Мост Вздохов (Ponte dei Sospiri, 17 в.) разделен пополам: в одну сторону преступников вели в тюрьму, в другую – на казнь, а по пути они вздыхали, отсюда и название моста. Если вы посетите дворец Дожей, то у вас будет возможность пройти через мост Вздохов изнутри.

Дворец дожей
Первый дворец Дожей (Palazzo Ducale) был построен еще до 1000 г. (с конца 9 в. здесь по решению дожей находилась их резиденция), на основе римских стен – это здание было уничтожено пожаром. Современное здание строилось в 14 – начале 15 в.

Во внутреннем дворе – парадная лестница Гигантов (конец 15 в.) с статуями Марса и Нептуна, изваянными Сансовино и его учениками. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей.

По лестнице можно подняться на галерею. С галереи, выходящей на пьяцетту Сан-Марко, открывается замечательный вид на лагуну и собор. Пасти львов, встречающиеся на галерее, – своеобразные почтовые ящики для посланий и доносов.



Внутрь дворца ведет Золотая лестница (Scala d’Oro, середина 16 в., проект Сансовино). Лестница, сияющая позолотой, предназначалась для важных гостей и высокопоставленных лиц.

В залах дворца можно увидеть росписи Тинторетто, Карпаччо, Тициана, Веронезе. Большинство залов интересны именно росписью и резными деревянными потолками, а не предметами мебели или какими-то украшениями интерьера (мебель в большинстве залов отсутствует). Кроме залов, служивших для различных государственных нужд, можно осмотреть арсенал, пройти по мосту Вздохов в тюрьму.
Напротив дворца Дожей – библиотека св. Марка работы Сансовино (16 в.). Эти два здания обрамляют пьяцетту св. Марка – своеобразную прихожую, ведущую на площадь св. Марка.
С двух сторон на набережной стоят колонны – на одной св. Теодор (почитаемый в Венеции святой), на другой крылатый лев – символ Венеции. Между колоннами казнили преступников.

Колокольня
Колокольня (Campanile di San Marco), возвышающаяся над площадью, когда-то была воздвигнута на римском фундаменте еще в 9 в. Но в 1902 г. она рухнула. У основания колокольни – лоджетта Сансовино. Она была также разрушена, но реконструирована в том же виде в 1912 г. На колокольню можно подняться.



Площадь Сан Марко
Наконец мы попадаем на площадь св. Марка (Piazza San Marco). Из всех венецианских площадей только эта именуется Piаzza, что подчеркивает ее красоту и значимость, остальные называются campo (побольше размером) или campiello (соответственно, поменьше).

При входе на площадь прямо перед вами – Часовая башня (Torre dell’Orologio). Она построена в конце 15 – начале 16 в. Часы были установлены в 15 в. Они указывают на смену времен года, прохождение солнца в знаках зодиака, время и фазы луны. Мавры на башне, отбивающие время, были отлиты в 1497 г. Башню можно посетить с экскурсией на итальянском, английском или французском языках.


Базилика Сан Марко
Базилика Сан Марко (Basilica di San Marco) – собор, уникальный в своем роде, квинтэссенция богатства и власти Венецианской республики.
Собор был построен по образцу византийских базилик в 829 г. для хранения мощей евангелиста св. Марка, которые были привезены венецианскими купцами из Александрии под свиными тушами, чтобы спасти их от мусульман. Разрушенное пожаром в 927 г. здание было вновь отстроено в середине 11 в. Барельефы на фасаде относятся к 12 в., самая старая мозаика – к 13 в.
Квадрига наверху (приписывается античному скульптору Лисиппу, 4 в. до н.э.) была перевезена из Константинополя, как и двери центрального портала (6 в.). Внешнее убранство было завершено к концу 15 в.


Изнутри базилика в буквальном смысле золотая. Стекла для мозаик изготавливались на острове Мурано и выкладывались на фоне золотой фольги. Мозаики начали создавать в 1071 г. и продолжали до конца 13 в. Общая площадь мозаичного покрытия – около 4000 квадратных метров.
Внутри много реликвий, попавших в Венецию после разграбления Константинополя в 1204 г., в том числе икона 10 в. “Мадонна Никопея”. Мраморный пол создан в 12-15 вв.
Как в византийских храмах, алтарная часть отделена от основной перегородкой. За отдельную плату можно посмотреть Золотой алтарь (Pala d’Oro). Алтарь – это около 250 миниатюр, выполненных в технике перегородчатой эмали в 10-12 вв. Верхнюю часть вывезли из Константинополя, нижнюю заказали позднее у византийских мастеров. Красиво, но очень уж мелко, проще фотографии посмотреть.
Поскольку собор в целом и отдельные его части исключительно ценные, так просто погулять по нему не удастся. Плотный поток туристов направляется по одному маршруту. Чтобы иметь хоть какой-то просвет между головами посетителей, по возможности выбирайте непопулярное время (утро или последний час перед закрытием).
При соборе есть сокровищница (вход с юга). Представлена церковная утварь, привезенная с Востока или подаренная римскими папами). Есть и музей (экспонаты, связанные с историей мозаик, в том числе фрагменты ранних мозаик, собрание драгоценных тканей, икон).




Прокурации
Похожие друг на друга здания, окружающие площадь, – Старые (Procuratie Vecchie) и Новые (Procuratie Nuove) Прокурации. Старые построены в конце 15 – начале 16 в. Новые – начаты в конце 16 в.
Прокурации служили местом работы и жильем прокураторам собора. Прокуратор собора св. Марка – почетная должность. Они следили за строительством и расходованием казны, из 12 прокураторов выбирался дож. Сейчас часть Прокураций занимают археологический музей и музей Коррер.
В первой части читайте о сложностях и музеях.
В третьей – Большой канал и по городу, карта, регата.
Четвертая – лагуна и острова
О Лидо-ди-Езоло как о месте размещения читайте здесь.
Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.
Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.