Продолжаем прогулки по Парижу.
Маршрут 1: Эйфелева башня – ботанический сад
Маршрут 2: Латинский квартал и остров Сите
Маршрут 4: Опера – Les Halles
Маршрут 5: Les Halles – квартал Маре
Продолжение – часть 3
Прогулка 3. Сад Тюильри – Елисейские поля – Триумфальная арка – (Парк Монсо)
Время:
- посещение музея Оранжери 40 мин
- от площади Согласия (3) до Триумфальной арки (6) 40 мин
Сад Тюильри
Напротив Лувра с 16 в. до революции находился дворец Тюильри, построенный по желанию Екатерины Медичи. Во время революции дворец был сожжен, сейчас на его месте сад Карузель. Перед входом в сад стоит Арка Карузель (1) (Arc Carrousel) – ее соорудили для торжественного въезда Наполеона в 1808 г. Регулярный сад Тюильри (Jardin des Tuileries) разбили в середине 17 в. Парком Тюильри назвать сложно – постриженные деревья и засыпанные белыми камешками широкие проходы между ними.
Музей Оранжери
Кроме Лувра, рядом еще два художественных музея: музей Оранжери (2) (Musee national de l’Orangerie) – около площади Согласия и музей Орсе (7) (Musee d’Orsay) – через реку. . И в том и в другом выставляются работы французских импрессионистов и художников других направлений 20 в. О музее Орсе было рассказано в предыдущей части.
Музей Оранжери меньше, жемчужина коллекции – серия “Водяные лилии” К. Моне.
Кроме знаменитых “Кувшинок” (Nympheas) – огромных полотен Моне, здесь также выставлены работы Сезанна, Ренуара, Пикассо, Матисса и других французских художников. Также проводятся временные выставки. Музей расположен на противоположном от Лувра конце сада Тюильри (слева, если стоять спиной к Лувру).
Площадь Согласия
Выйдя из сада Тюильри, попадаем на огромную площадь Согласия (3) (Place de la Concorde). Она была закончена в 1779 г. и была названа Королевской. В 1792 г. здесь были казнены Людовик 16 и Мария Антуанетта, а потом и лидеры революции: Дантон, Демулен, Робеспьер. Всего прошло более тысячи казней. В 1795 г. площадь назвали площадью Согласия. В 19 в. в центре установили Луксорский обелиск, фонтаны и статуи, символизирующие города Франции.
Луксорский обелиск датируется 13 в. до н.э., в 1987 г. были расшифрованы иероглифы на нем – они прославляют фараона Рамзеса 2.
Елисейские поля
Двухкилометровый проспект Елисейские поля (Champs Elysees) начинается от площади Согласия. По сути, это значительно более зеленая и просторная Тверская. В многочисленные магазины ходят исключительно туристы, а свое представительство здесь могут себе позволить иметь только очень солидные фирмы. Соответственно, и удовольствие от прогулки по нему можно получить такое же, как от прогулки по Тверской.
Парк в начале Елисейских полей существовал с 17 в. Гулять по нему также удовольствие сомнительное – там довольно грязно, а на лавках вкушают заслуженный отдых бомжи. По крайней мере, мы прошли по части, прилегающей к дороге, возможно, там где-нибудь подальше и есть приятное для прогулок место.
Чуть далее в сторону Триумфальной арки слева будут Большой и Малый дворцы (4), а справа, в глубине, Елисейский дворец – резиденция президента (5).
Большой (Grand Palais) и Малый (Petit Palais) дворцы были выстроены в 1900 г. к Всемирной выставке. Сейчас часть Большого дворца занимает музей науки – Музей Открытий (Palais de la Decouverte). Малый дворец используется под временные выставки.
Триумфальная арка
Елисейские поля венчает Триумфальная арка (6) (Arc de Troimphe). Эта арка – вторая из перспективы арок Парижа: арка Карузель – Триумфальная арка – Большая арка Дефанса. Все три находятся на одной линии. Триумфальная арка расположена в центре площади Этуаль – де Голль (Place d’Etoile / Charles de Gaulle). Сначала от площади расходились 5 улиц, в середине 19 в. при Османе было добавлено еще 7.
Наполеон первый пожелал построить Триумфальную арку (закончена в 1836 г.), чтобы увековечить свои победы. Но ему не суждено было увидеть окончательный вариант, но в 1840 г. прах императора пронесли под ее сводами. Арка украшена горельефами в честь побед французской армии, на ней выбиты имена 558 генералов. После окончания Первой мировой войны в центре под аркой был зажжен вечный огонь. Наверху Триумфальной арки – смотровая площадка с отличным видом на Дефанс, Лувр, Эйфелеву башню и Сакре-Кер.
Если у вас еще есть силы и время, можно продолжить путь до парка Монсо (Parc Monceau) (7), миновав по пути православный собор Александра Невского (19 в.). Парк в английском стиле приобрел настоящий вид в конце 19 в. Его украшают псевдоантичные постройки и романтические руины.
От парка Монсо можно продолжить путь к вокзалу Сен-Лазар.
Прогулка 4. Опера (Opera) – Лез Аль (Les Halles)
Время:
Отрезки Опера – Мадлен, Мадлен – Вандомская площадь, Вандомская площадь – Пале-Рояль, Пале-Рояль – Лез Аль приблизительно по 15 мин.
Опера
К Опере (Opera, 1) можно спуститься от вокзала Сен-Лазар или от Монмартра, но ничего особо интересного по дороге не встретится. Чуть выше Оперы проходят так называемые Большие бульвары, вдоль которых расположились крупные магазины. В непосредственной близости от Оперы – Au Printemps (метро Havre Caumartin) и Galeries Lafayette (метро Chaussee d’Antin).
Опера – самый большой в мире оперный театр. Создана она архитектором Шарлем Гарнье в 1861-1875 гг. по заказу императора Наполеона 3 после того, как в старом здании оперы на него было совершено покушение. Это здание в стиле “Наполеона 3” очень богато декорировано и изнутри и снаружи.
Посмотреть на все великолепие большого фойе с знаменитой Парадной лестницей и зрительный зал с плафоном, расписанным Марком Шагалом в 1964 г., можно купив билет в Музей Оперы. Заодно в музее можно посмотреть театральные костюмы. Интриги и романы, которые плелись в здании Оперы, как и в любом театре мира, и не в последнюю очередь сложнейшая конструкция здания с подземным озером послужили источником вдохновения для Гастона Леру, создавшего роман “Призрак Оперы”. Для экранизации одноименного мюзикла Уэббера режиссеры фильма создали, по их словам, точную копию здания.
Церковь Мадлен
По бульвару Капуцинок (2) (Boulevard des Capucines, конец 17 в.), где в доме № 14 в 1895 г. братья Люмьер провели первый киносеанс, выходим на площадь Мадлен.
Строительство церкви Мадлен (Madelin) (3) началось в 1764 г. После того как был закончен фундамент, ее назначение поменялось – Наполеон решил построить храм Великой армии. К 1845 г., когда было закончено строительство, Наполеон и его армия были уже неактуальны, и в итоге Париж получил все-таки церковь. Ее фасад в древнеримском стиле симметричен фасаду Бурбонского дворца (см. часть 1, 7), с которым церковь соединена по прямой через площадь Согласия.
Вандомская площадь
Облик Вандомской площади (4) сложился к 1720 г. Она была задумана как площадь, окруженная домами с одинаковыми фасадами, для чего окружающим ее домам были просто сделаны новые фасады. До 1792 г. в центре площади стояла конная статуя Людовика 14. Во время революции ее, разумеется, снесли, а в 1806 г. по приказу Наполеона здесь поставили колонну, созданную по подобию колонны Траяна в Риме. Бронзовые барельефы на колонне, отлитые из пушек, захваченных в сражении при Аустерлице, изображают военную кампанию 1805 г.
Особняки на Вандомской площади занимают самые дорогие ювелирные магазины, а также знаменитый отель Ритц.
Площадь Пирамид
Монумент Жанне д’Арк на площади Пирамид (Place de Pyramides) (5), названной так в честь наполеоновского похода в Египет, установили во второй половине 19 в. недалеко от места, где она была ранена.
Выходим на площадь Andre Malraux. Напротив – Пале-Рояль и рядом слева театр Комеди Франсез.
Театр Комеди Франсез (Comedie Francaise) (6) возник в конце 17 в., когда объединились две труппы: Мольера и “Отель де Бургонь”. Хотя Комеди Франсез и называют Домом Мольера, сам он скончался за 7 лет до его появления.
Сейчас театр Комеди Франсэз – единственный государственный театр во Франции и один из немногих, имеющих собственную постоянную труппу. Нынешнее здание построено в 18-19 вв. В фойе стоит кресло, в котором скончался Мольер.
Конечно же, личность такого уровня, как кардинал Ришелье, не может обойтись без собственной резиденции. Пале-Рояль (Palais Royal) (7) был cоздан для него архитектором Лемерсье в 1629 г. По завещанию Ришелье дворец отошел Людовику 13. Людовик 14 уступил дворец своему брату Гастону Орлеанскому, потомки которого владели дворцом до середины 19 в. В конце 18 в. к зданию были пристроены флигели – очередной владелец, чтобы расплатиться с долгами, решил сдавать их в аренду.
Сейчас здесь расположены государственный совет, конституционный совет, министерство культуры. Вообще, двор Пале-Рояля – неплохое тихое зеленое местечко с фонтанами (один из которых современный – “Шары”) и цветами.
В Париже нередко можно встретить рядом со старинными памятниками какие-нибудь временные современные выставки, современные скульптуры или инсталляции.
Проходим двор Пале-Рояля насквозь и выходим наружу. Недалеко будут две галереи – Галерея Кольбер и Галерея Вивьен (8).
Крытых торговых галерей – пассажей, в Париже немало. Подробнее о них можно прочитать на сайте www.infrance.su.
Через площадь Виктуар (Place des Victoires) (9), спроектированную в конце 17 в., с конной статуей Людовика 14 в центре, идем к форуму Лез Аль.
Форум Лез Аль
В 12 в. на месте форума и парка Лез Аль (Les Halles) (11) был большой продовольственный рынок. В 19 в. рынок решили привести в более приличный вид и построили железные павильоны. Во второй половине 20 в. павильоны разобрали, построили стеклянный комплекс Форум Лез Аль, уходящий на несколько этажей под землю.
Лез Аль – целый подземный город, в нем легко заплутать. Здесь пересекаются линии метро и RER, есть различные магазины, кинотеатр, пара второстепенных музеев, в том числе музей восковых фигур Гревена, океанический центр Жака Ив Кусто (а есть ли он там еще? информации в Интернете не найдено), бассейн, “зимний” сад и т.д. Наверху на площади также разбит сад.
Рядом с форумом церковь Сент-Эсташ (Saint Eustache) (10) (16 в.). Церковь была построена и оформлена на деньги торговцев. В ней находятся захоронения многих знаменитых людей. Перед церковью современная скульптура – “Подслушивающий”.
Прогулка 5: Лез Аль – квартал Маре
Большей частью этого маршрута можно спокойно пожертвовать при нехватке времени и сил, отправившись от форума Лез Аль к центру Помпиду, а потом сразу к Ратуше и башне Сен-Жак.
Время:
Лез-Аль – центр Помпиду (2) 15 мин
Центр Помпиду – площадь Вогезов (7) (по прямой) – около 40 мин
Недалеко от форума сквер и фонтан Невинных (1) (1549 г.). Сквер разбит на месте бывшего кладбища, где хоронили детей (существовало до 18 в.), отсюда и название. Фонтан же перенесли с другой площади.
Центр Помпиду
Квартал между форумом Лез Аль и Центром Помпиду (2) (Centre Pompidou) едва ли не самое оживленное место в Париже. В местных барах и клубах полно молодежи, и по вечерам по пешеходным улочкам бродят толпы народа.
Центр Помпиду назван так в честь президента Франции Жоржа Помпиду, по решению которого в 1971 г. было начато строительство музея современного искусства. На результат, теперь уже классику современной архитектуры, безусловно, стоит взглянуть. Особенность конструкции здания заключается в том, что для увеличения внутреннего пространства вся техническая часть здания, коммуникации, вынесена наружу и заключена в трубы. В зависимости от предназначения коммуникации покрашены в разные цвета: транспортные системы (лифты, эскалаторы) – в красный, электрические кабели – желтый, водопроводные трубы – зеленый, отопление – белый, кондиционеры – голубой.
Внутри Центра – Музей современного искусства, залы для конференций. Наверху – смотровая площадка.
Перед Центром Помпиду – площадь Стравинского с фонтаном “Весна священная” со своеобразными (довольно страшненькими) движущимися фигурками персонажей из произведений Стравинского. Также рядом церковь Сен-Мерри (Eglise Saint-Merri, 16 в.), в которой находится самый старый колокол Парижа (1331 г.).
Где-то в маленьких улочках рядом с Центром спрятаны на стене дома часы “Защитник времени” (3). Мы обошли эти улочки вдоль и поперек, но в сумерках часы обнаружить не удалось. Часы были созданы в 1979 г. Воин – защитник времени каждый час мечом отгоняет от циферблата животных, олицетворяющих хаос.
Квартал Маре
Дальше начинается необязательная программа по кварталу Маре. Если у вас нет времени, то с чистой совестью можно отправиться к башне Сен-Жак (14). Квартал Маре, как следует из его названия, был построен на болотистой почве. Болота осушили в начале 13 в., и с 15 в. здесь селились вельможи. В 20 в., по инициативе Шарля де Голля все сохранившиеся средневековые здания были отреставрированы.
Пункт 4 – сохранившаяся часть средневекового монастыря Бийетт (Cloitre de Billettes, 1427 г.). Церковь рядом относится к 18 в.
Пункт 5 – музей Пикассо (Musee Picasso) в здании Отеля Обер де Фонтене (1656 г.).
6 – музей Карнавале. Музей Карнавале (Musee Carnavalet) – часть Музея истории Парижа. Он располагается в особняке Карнавале (1544 г.) и представляет интерьеры парижских домов с 16 до начала 20 в.
Площадь Вогезов
На месте площади Вогезов (7) когда-то находился королевский дворец Турнель. Но в 1559 г. на турнире, посвященном помолвке Елизаветы Французской и Филиппа 2 Испанского, был смертельно ранен Генрих 2. Через несколько лет Екатерина добилась того, чтобы дворец был разрушен. После, в 1605 г., на этом месте была создана Королевская площадь. В 1800 г. ее переименовали в честь департамента Вогезы, чьи жители первыми уплатили все налоги.
В доме № 9 жил В. Гюго (сейчас это дом-музей). С площади Вогезов через проход можно попасть во двор особняка Сюлли (9) (Hotel de Sully). Особняк (1624 г.) принадлежал герцогу Сюлли – министру Генриха 4.
Площадь Бастилии
Крепость Бастилию (Bastille) (8) построили в 1382 г. как часть укреплений Карла 5, воевавшего с англичанами. Позднее крепость превратилась в тюрьму, известную в народе самыми страшными легендами. Поэтому именно с разрушения этой тюрьмы началась Французская революция 14 июля 1789 г. На образовавшейся площади поставили табличку “Здесь танцуют”. В 1830 г., после Июльской революции, в центре похоронили жертв революции. Над некрополем установлена Июльская колонна с именами погибших. На колонне – статуя Гения свободы.
Пункт 10 – церковь Сен-Поль-Сен-Луи (Eglise Saint Paul – Saint Louis, 17 в.). Здесь хранятся в реликвариях сердца Людовика 13 и Людовика 14. Также в церкви – полотно Делакруа “Христос в Гефсиманском саду”.
Особняк Санс
Особняк Санс (Hotel de Sens) (11) был построен в конце 15 – начале 16 в. для архиепископов Санса. Генрих 4 передал особняк своей бывшей жене Маргарите Валуа. Сейчас в нем находится библиотека Форней.
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте
Далее отправляемся по улице Франсуа Мирона (Francois Miron), чтобы посмотреть на сохранившиеся старинные фахверковые дома (15 в.) около церкви Сен-Жерве-Сен-Проте.
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте (Eglise Saint Gervais – Saint Protais) (12), посвященная двум братьям-мученикам, находится на этом месте с 6 в. Здание храма датируется 15-17 вв. Сохранились центральные витражи 16 в. и самый старый орган Парижа (1601 г.).
Отель де Виль
Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте находится сразу за парижской ратушей – Hotel de Ville (13). Когда-то площадь перед ней называлась Гревской. В течение 500 лет до 1830 г. на площади проходили публичные казни. В конце 19 в., во время Парижской коммуны, ренессансное здание 16-17 вв. сгорело. Новое было построено по образцу предыдущего.
Недалеко от Гревской площади находилось не менее страшное место – крепость-тюрьма Гран-Шатле. Ее распорядился снести Наполеон Бонапарт, чтобы облегчить сообщение с другим берегом. На площади соорудили фонтан Пальмы. Колонна у фонтана прославляет победы Наполеона.
Башня Сен-Жак (Tour Saint Jacques, 1522) (14) на площади – все, что сохранилось от церкви 16 в.
Другие темы по Парижу:
Часть 2
Часть 3
Часть 4
История в датах
Версаль
Шантийи
Живерни
Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.
Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.