Болонья – город, который понравится не всем. Она сохранила исторический центр – весь в старинных зданиях красноватых оттенков и множестве аркад. Я такие города называю галерейными – в них много домов с крытыми арочными проходами, что делает прогулку по городу “бес-перспективной”, как в раковине.
Римини и вокруг. Карта
Римини. Torre Pedrera. Ориентация на местности
Равенна (Ravenna)
Вокруг Равенны. Куда поехать
Лидо Адриано (Равенна) как место для пляжного и не только отдыха
Сафари Равенна
Dozza. Галерея под открытым небом
Brisighella
Градара (Gradara)
Учиться в таком городе, наверное, здорово – прогулки по галереям вечерами, романтика. Неплохо остановиться в Болонье на несколько дней, но не с детьми, это совсем и абсолютно не город для путешественников с маленькими детьми, как и Венеция. Старинные улочки частенько записаны и загажены собаками, все время приходится ловить детей, чтобы они никуда не вляпались и никакой столб не обнимали.
Дорога (важно для автомобилистов)
Обратите внимание – центр в Болонье большой, то, что окружено кольцевой дорогой, в диаметре около 2.5 км. Минут 20 от парковки за пределами центра или вокзала надо идти.
В свою поездку мы попали на зону ZTL. Я пыталась подготовиться к засаде заранее, но карт тогда еще не было даже на итальянском, а знаки местные власти не ставят, иначе как же они будут деньги собирать. Хуже всего ситуация со стороны виа Эмилия. Стоит вам промахнуться мимо нужного поворота на окружную дорогу – и вы уже попали под камеры.
Чтобы не получить штраф 80 евро, нужно было идти в супермаркет, указанный в туристическом офисе, покупать за 6 евро разрешение на въезд в центр. Плюс к этому нужно оплачивать паркомат, который в центре тоже очень недешевый.
Сейчас карту и объяснение можно найти, но опять же не от “добрых” итальянских властей (помните, им же надо как-то денежки собирать). Немецкий сайт все подробно расписал здесь.
История коротко
В 10 веке до н.э. в долину реки По пришли этруски и основали союз 12 городов со столицей в Болонье. В то время она звалась Felsina.
В 5 веке до н.э. пришли кельты и завоевали город, переименовав его в Bona, что значило “укрепленный город”. Завоеватели растворились в местном населении.
Потом появились римляне. Они дали городу новое имя – Bononia. Римляне благоустроили территорию, разбили дороги, провели акведуки. Следуя своему типовому плану, они построили форум, термы и театр.
После падения империи город был под византийцами, затем готами и лангобардами и попал в Империю при Карле Великом.
Получив в 12 веке долгожданную автономию, Болонья начала быстро развиваться. Уже в 11 веке здесь был основан первый европейский университет, получивший широкую известность.
Дальнейшие века прошли в постоянных итальянских междоусобицах, пока в начале 16 века город не попал под власть папы, что стало началом его постепенного заката, который особенно заметен стал в 17-18 веках.
В 19 веке Болонья была сначала под Наполеоном, потом снова папской, затем австрийской и снова папской, пока, наконец, в 1860 году не вошла в состав Итальянского королевства.
Что посмотреть в Болонье
Как и все города, расцвет которых остался в Средних века, Болонья как раз этот период сохранила неплохо: частично сохранилась стена 12-13 века (и целый ряд городских ворот), много зданий 12-14 веков.
Но я начну самого для меня интересного – благодаря чему я считаю, что поездка состоялась, несмотря на значительное количество нервов и времени, потраченных на ZTL-ловушку.
В каждом городе я ищу какую-то изюминку, и в Болонье это был Никколо дель Арка.
Ради этой скульптуры, собственно, мы и поехали в Болонью. По потрясающей яркости выражения чувств и динамике фигур, я бы отнесла эту скульптурную группу к барокко и современником бы назвала Бернини.
Но нет – это ранний Ренессанс и предшествует Микеланджело. Автор Никколо дель Арка известен значительно меньше, чем его современники. Пять лет назад, когда мы ездили, у него даже страницы в Вики не было. Он создал немного, зато замечательное.
Терракотовая группа “Оплакивание Христа” сделана во второй половине 15 в.
Группа находится в церкви Santa Maria della Vita (13 век, но фасад 1900 года, а интерьер 16 века), рядом с главной площадью города. Куда сразу и заглянем, раз уж мы тут оказались.
Piazza Maggiore
На главной площади, незатейливо названной Большая площадь, естественно, главный собор. Начинали его строить соперником собору св. Петра, но местные амбиции вместе с независимостью (и собором заодно) были быстренько сверху укорочены, поэтому получилось ни то ни се – запоминается лучше всего линия укорота.
Называется этот собор базиликой San Petronio. Внутри есть пара заслуживающих внимания картин и фресок, но это не маст си.
Слева от собора, если стоять к нему спиной, – небольшой дворец нотариата (Palazzo dei Notai). Здесь издавна находились нотариусы – здание исходно 13 века. Однако то, что мы видим сегодня, – результат неоготической реставрации 19 века.
Дальше по кругу по часовой стрелке Муниципальный дворец – Palazzo d’Accursio o Comunale. Самая старая часть Муниципального дворца относится также к 13 веку – городские власти соединили три дома, чтобы построить общественное зернохранилище. Башня осталась от дома Accursio, поэтому дворец имеет второе название в честь этой своей части.
Здание несколько раз горело, было то папской резиденцией, то городским собранием. После очередного пожара в 1436 году Фиораванти перестроил левую часть дворца в типичном болонском стиле. Между флагов сидит бронзовый папа Григорий 13.
Сейчас во дворце Музей Средних веков, библиотека, выставка картин. Сами залы с фресками и капеллу можно посмотреть бесплатно, на башню подняться.
Palazzo del Podesta – следующее здание по кругу. Построено оно было тогда же, когда и площадь, в 1200 году, но от первоначального строения практически ничего не осталось. Сначала там заседало городское правительство, потом были театр и даже зернохранилище.
Проходим слева от дворца подесты, и оказываемся на небольшой площади Нептуна (Piazza Nettuno). Очередной дворец, подпирающий бок дворца подесты – Palazzo Capitano del Popolo (1250 г.).
Соединяющая два дворца лоджия известна своей уникальной акустикой, а колокола на башне Arengo призывали к народным собраниям.
Дальше по кругу вокруг палаццо подесты – рядом с паллацо капитано – Palazzo Re Enzo (построено, как и весь муниципальный комплекс в 13 веке). Палаццо названо по имени сына императора Фридриха 2 Швабского короля Энцо, которого содержали здесь в 13 веке 23 года до его смерти, несмотря на предложения выкупа от императора. В палаццо проводят различные мероприятия.
Мы возвращаемся на площадь Маджоре. Круг замыкает Palazzo dei Banchi (Portico del Pavaglione, или просто Павильон, как его называют местные). Этот “дворец” не более чем декорация, “потемкинская деревня”, созданная к визиту очередного папы в 16 веке, чтобы прикрыть неприглядные дома. Портики ведут на старые улицы, названные по торговым рядам, когда-то бывшим здесь.
Немного дальше вдоль улицы – и начинается фасад университета – Archiginnasio (1563). Сейчас здание принадлежит библиотеке.
Всего здесь более 7000 гербов.
Завершается этот квартал муниципальным музеем (Museo Civico Archeologico) с богатой археологической и исторической коллекцией (в том числе этруски, Вилланова, римляне и греки, Египет и др.).
Пройдем еще немного по прямой к еще одному собору из серии “надо посмотреть” – Сан Доменико (13 в.).
Будучи обвешанной детьми и фотоаппаратом, пока папа решал наши проблемы, я совсем забыла про еще один итальянский прикол – с голыми плечами и коленями в соборы не входить. Почему-то бог сердится только на женские голые коленки.
Поэтому саркофаг со статуями Никколо дель Арка (который получил прозвище дель Арка именно в честь этой своей работы, называемой Аркой Сан Доменико) и молодого Микеланджело у меня не получилось. Как и не получилось увидеть картины Липпи, Каррачи, Гвидо Рени.
Башни Болоньи
Возвращаемся в центр, но не по прямой к площади Маджоре, а по параллельным улицам, свернув для начала на улицу Farini, а затем по направлению к двум наклонным башням – почему-то они не вызывают такого ажиотажа, как Пизанская башня, хотя очень даже высокие и наклонные.
Та, что пониже, называется Torre della Garisenda, а та, что повыше, Torre degli Asinelli. Построены они обе в 11 веке. Было тогда такое развлечение – кто построит самую высокую башню. В какой-то момент в городе было по разным источникам 150-200 башен (интересно было бы посмотреть – это явно сумасшедшее зрелище). Garisenda 48 метров высотой (была 60 м) и наклонилась на 4 градуса после землетрясения в 14 веке. Asinelli 97 метров и туда можно подняться по 500 ступеням. Эта башня также наклонена, но всего на 1,3 градуса.
Внизу помещение для солдат, поскольку башня Азинелли служила городу тюрьмой.
Напротив башен пара не менее старых зданий.
Palazzo della Mercanzia построено в 1382 году как место заседаний торгового суда. Стиль постройки определяют как романский ломбардский, хотя там явно проглядывает и готика.
Рядом дом Seracchiolli – 13 в.
От башен улица Zamboni ведет в университетский квартал. С башнями и портиками связаны различные университетские традиции, вроде не подниматься на башню до получения диплома или не ходить по определенной стороне улице опять же до получения диплома.
Как появились портики Болоньи
Сначала были узкие улицы, а рост города был ограничен средневековыми городскими укреплениями – следовательно, строить можно было только наверху, пристраивая комнаты над улицами. Чтобы конструкции не обвалились, хозяева вынуждены были добавлять поддерживающие конструкции. Потом были построены новые городские стены, а портики, с ростом благополучия “одетые” в камень, стали частью городского ландшафта. Портики Болоньи включили в список ЮНЕСКО.
В камень в Болонье спрятаны не только улицы, но и каналы. Увидеть их часто можно только в окна домов. Или в окна мостов (наиболее известное место Via Piella).
Пройдемся в заключение по типичным улочкам центра. Вся описанная прогулка по центру города с посещением нескольких церквей займет часа три.
Музеи
Дополнительно к уже упоминавшимся музею средневековья и археологическому музею город может предложить музеи:
Моранди
Ламборджини
Дукати
истории Болоньи в палаццо Пеполи
На противоположном вокзалу конце старого центра можно еще взглянуть на городские ворота 13 в. Saragozza.
Отсюда на холм к святилищу Сан Лука ведет самая длинная галерея Болоньи – из 666 аркад (почти 4 км). Наверху, кроме святилища, смотровая площадка. Правда, город далековато, видно только в общих чертах.
О городах, достойных визита от Болоньи до Римини – см. карту достопримечательностей.
Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.
Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.